Михаил Васильевич Скопин-Шуйский

Князь Скопин-Шуйский


Смутное время – один из самых драматических периодов Российской истории. Мы заслуженно воздаем честь вождям народного ополчения – Минину и Пожарскому, но все-таки самой яркой политической фигурой того времени был князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610). Михаил родился в семье боярина и князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского 18  ноября 1586 (или 1587) года. Существует предание, что старухи-ясновидицы, проживавшие в боярских хоромах, в момент рождения младенца узрели, как потускневшие жемчуга на княжеских одеждах вдруг «оживились» и заиграли. Жемчуг в древнерусском этносе всегда олицетворяет собой чистоту и непорочность, а также слезы, печаль. Что символично и применительно к судьбе великого князя. Но была еще у Михаила Васильевича и настоящая необычная жемчужина – подарок. В чем же была ее сила?

Племянник царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, по свидетельству современников, обладал «многолетним разумом» и душевным благородством, проявил себя выдающимся военачальником и дипломатом. За плечами 23-летнего Михаила Скопина-Шуйского в 1610 году была не одна победа над польскими захватчиками, наголову разбитое войско Лжедмитрия II. Впереди, казалось, его ждет блестящее будущее: окончательная победа над врагом, а со временем и трон, мирная жизнь с молодой женой… Их свадьба с Александрой Головиной состоялась 17 января 1608 года, также как и венчание его дяди – царя Василия Шуйского с Марией Буйносовой-Ростовой. Тем самым царь оказал ему большую честь. Правительственные войска под командованием Скопина-Шуйского при поддержке шведского войска во главе с генералом Делагарди в июле 1609 года разгромили под Тверью казачий отряд Лжедмитрия II, а в январе 1610 года русско-шведские войска разбили поляков под Троице-Сергиевым монастырем. Освобождение Москвы от осады в марте 1610 года вызвало рост популярности Скопина-Шуйского среди дворянства и горожан, терявших веру в царя Василия. И вот государь желает чествовать уже его как освободителя страны от смертельной опасности, или готовит для него смертельную опасность?


Его таинственная смерть, наступившая неожиданно, в ночь с 23 на 24 апреля 1610 года, вскоре после пира у князя И.М.Воротынского по случаю крестин его сына, сильно опечалила русский народ и вызвала много разных толков и предположений. И хотя по одной из версий причиной его смерти послужил тиф, большинство современников не сомневались, что гибель «надежды Руси и отца Отечества» - дело рук брата Василия Шуйского - Дмитрия – и жены его Екатерины, дочери опричника Малюты Скуратова. Был и повод у них – борьба за трон, да и чашу с вином она Михаилу подносила… Не простили русичи смерти народного героя, Василия насильно в монахи подстригли, да и Дмитрию не удалось на трон взойти, ибо полководец он был бездарный. А вот о Михаиле народ не забыл – слагал о нем песни и сказания, воспевая его подвиги и оплакивая его безвременную смерть. Сохранилось более 70 вариантов песен о герое. Интересно, что в песне часто народ даровал князю жизнь, а «куму» наказывал.


В том, как был похоронен был богатырь русский, даже его современники усматривали «перст Божий». Намеревались похоронить его в граде Суздале, среди гробниц его предков, да суждено, видно, ему было упокоиться в Архангельском соборе Московского Кремля с царскими почестями, но в новом приделе. А вот почему так получилось, на радость народу?

Помнят его и в нашем городе Кохма, надеются, что будет здесь памятник Герою Отечества. А какое отношение имеет князь Скопин-Шуйский к Кохме?

Доклад директора МУ «Музей истории городского округа Кохма» Цикулиной Н.В. на научно-практической конференции «Роль Верхневолжья в преодолении Смутного времени»

Последнее изменение: 02.08.2019 10:53:10

Возврат к списку